Общие формулировки и аспекты

Правовые аспекты распространения рекламных рассылок

Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке1.

1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015, с изм. от 03.07.2016) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)

Под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку (как email-рассылка).

Но как заинтересовать, привлечь и поддержать интерес к бренду через электронные рассылки? В первую очередь, проявить уважение к выбору клиента: получать рекламу или нет. Закон РФ о рекламе содержит ряд требований к email-рассылкам.

Первое и основное — рассылка допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

А доказывать, что согласие было получено, должен рекламораспространитель2.

2ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе»

Абонент или адресат здесь — лицо, на чей email-адрес поступило соответствующее рекламное сообщение3.

3П. 15 Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»

Но Закон РФ о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия, а также не содержит исчерпывающий список ситуаций, когда срок действия такого согласия прекращается. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»», говорится:

«Согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного распространителя».

В Письме ФАС России от 05.12.2014 N АК/49919/14 «О применении новых положений Закона о связи для оценки правомерности рекламных рассылок» указано, что такое согласие должно быть выражено «посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки».

То есть, форма получения согласия должна следовать критериям:

  • достоверно идентифицировать давшего согласие: что возможно при сборе паспортных данных, предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Простое заполнение бланка/формы, не позволяющее однозначно установить и подтвердить, кто именно заполнил такую форму, не является соблюдением требования4;
  • свидетельствовать о том, что лицо желает получать рассылку. Желание выражается действием — абонент должен нажать соответствующую кнопку, оставить отметку в чек-боксе, указать адрес, подписать заявление и т. п.
4<Письмо> ФАС России от 05.12.2014 N АК/49919/14 «О применении новых положений Закона о связи для оценки правомерности рекламных рассылок»

Кроме того, абонент должен дать согласие на получение именно рекламной рассылки. Согласие на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.

Насчет срока действия согласия в законодательстве содержится как минимум два правила. Закон о рекламе гласит, что рекламораспространитель обязан немедленно прекратить рассылку в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. Причем, любое рекламное письмо, поступившее на электронный адрес отказавшегося от рассылки абонента, будет признано нарушением Закона РФ о рекламе, вне зависимости от того, какие процедуры внутри компании и/или между компаниями одной группы, либо действующими под одним средством индивидуализации (товарным знаком) предусмотрены.

В данном случае, антимонопольная служба предъявляет гораздо менее жесткие требования к форме отказа от рассылки и признает отказом практически любое волеизъявление абонента, которое можно предъявить: письменное заявление, снятие галочки напротив строки «согласие на рекламную рассылку» в личном кабинете, отказ от рассылки посредством электронной почты и т. п.

Кроме того, ч. 2 ст. 453 ГК РФ гласит, что при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства5. Если согласие абонента выражено подписанием договора с условием, что сторона по договору соглашается на получение рекламных рассылок по конкретному адресу, при расторжении договора по любым основаниям такое согласие прекращает свое действие.

5Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015)

Согласие на рекламу должно быть получено одновременно с согласием на обработку персональных данных, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных6.

6Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015)

Чтобы рекламная рассылка не нарушала российское законодательство, кроме получения предварительного согласия абонента, рекомендуем включить ряд реквизитов в текст самого письма.

  • Во-первых, в отличие от «спама», рекламная рассылка должна содержать реквизиты лица, позволяющие достоверно определить отправителя (наименование, ОГРН, адрес, контакты для обратной связи, ссылка на сайт и т. п).
  • Во-вторых, текст письма должен содержать обращение и отправлен на один адрес электронной почты.
  • В-третьих, в тексте письма должен быть указан действительный адрес (ссылка и/или в ином виде), номер телефона и прочие контакты, по которым абонент может отказаться от получения рекламы.
  • В-четвертых, необходима экспертиза контента рассылки на соответствие иным требованиям законодательства РФ о рекламе. Материалы должны быть достоверными, добросовестными, не должны нарушать права и интересы третьих лиц. Нужно учесть специальные требования, предусмотренные для рекламы отдельных видов товаров (медицинские, финансовые услуги и т. п.).

Опубликовано по материалам сайта \ принадлежность авторского права: mailfit.com

Email – это не магазин, куда люди приходят за покупками. Email это канал общения с покупателем, такой же как телефон или из уст в уста. Ваши продажи зависят от того что, как, кому и когда Вы говорите.

— Матвеев Е.Н. © My-Mails
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля
51276208